ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ
Декоративная обработка ювелирных украшений может осуществляться механическим способом (чеканкой, гравировкой) и нанесением защитно-декоративных покрытий (эмалированием, чернением, оксидированием, золочением, серебрением, родированием).
Цель декоративной обработки ювелирных изделий - облагородить их, придать им яркость и новые внешние качества. Выполняется декоративная обработка как вручную, так и с применением специального оборудования (в условиях промышленного производства).
ЭМАЛИРОВАНИЕ
Эмалирование - один из видов декоративной обработки (отделки) ювелирных украшений. Искусство нанесения эмали известно со времени древнего Египта и всегда требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры. Составы эмалей, способы их приготовления и методы нанесения всегда держались в секрете. Существующие в наши дни эмали и процессы эмалирования позволяют значительно расширить ассортимент ювелирных украшений, повышают их декоративно-художественную ценность, а также эффективность использования драгоценных металлов.
Эмаль представляет собой легкоплавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл. Сложный состав эмали необходим для прочного сплавления с металлом. По химическому составу эмали представляют собой соли кремниевой кислоты, а компонентами сплава являются окислы свинца, кремния, калия, бария, натрия, трехокиси мышьяка, сурьмы и окислы красящих металлов. Цвет эмалей - самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали холодные и горячие, прозрачные и непрозрачные. В ювелирном деле чаще применяются горячие эмали, наносимые на изделия посредством обжига. В таблице приведены номера, цвет, интервалы температур отжига эмалей для ювелирных украшений, изготовленных из золота, серебра и недрагоценных металлов.
Номера, цвет, интервалы температур обжига эмалей для ювелирных изделий из золота, серебра и недрагоценых металлов
Эмали завода "Дружная горка"
Виды эмалей. Эмали делятся на выемчатые, перегородчатые и расписные (живописные).
Эмали, наносимые в углубления (выемки) изделий, называются выемчатыми (а, б). Углубления (выемки) под эмаль могут быть подготовлены литьем, штамповкой, чеканкой, гравированием, травлением. При этом приеме эмалирования используются как прозрачные, так и непрозрачные эмали.
Эмали, которые наносятся в углубления (клеточки), образованные искусственно созданными перегородками из плоской проволоки или филиграни, называются перегородчатыми (в). Техника перегородчатой эмали предусматривает использование прозрачных и непрозрачных эмалей. Разновидность перегородчатой эмали - эмаль витражная. Рисунок на изделии под витражную эмаль вырезают непосредственно в металле или выполняют техникой филиграни. Прием витражного эмалирования представляет собой перекрытие (затяжку) сквозных отверстий только прозрачными цветными эмалями.
Эмалирование расписными (живописными) эмалями (г) заключается в росписи эмалью или чаще всего над- глазурными красками по эмали. Последний прием эмалирования очень трудоемкий и кропотливый, от эмальера требуется высокая профессиональная подготовка и художественный вкус. В нашей стране изделиями с расписными эмалями, которые называют изделиями с филигранью, издавна славился г. Ростов (Ярославская обл.); в последние же годы получили известность украшения с финифтью производства Пермского экспериментального ювелирного завода.
Опалесцирующие (опаловые) эмали в ювелирном деле широко применялись в XVII - XIX веках. Отличаются от обычных эмалей особыми декоративными свойствами: в зависимости от угла падения света на них могут казаться то прозрачными, то слегка приглушенными, а то становятся похожими (по густоте окраски и яркости бликов) на благородный опал. Опалесцирующий эффект достигается путем так называемого глушения - ввода в состав данных эмалей различных окислов. Недавно, казалось, забытые опалесцирующие эмали в последнее время все чаще используются при изготовлении ювелирных украшений.
Составы опалесцирующих эмалей, применяемых на предприятиях ювелирной промышленности
В таблице приведены составы ряда опалесцирующихэмалей (разработка ВНИИ-ювелирпрома), применяемых на предприятиях ювелирной промышленности, дан пример нанесения опалесцирующей эмали на изделия из томпака.
Пример нанесения опалесцирующих эмалей на изделия из томпака
Техника эмалирования. Процесс нанесения эмали на ювелирные украшения включает в себя следующие этапы: подготовку эмали, подготовку изделий, наложение эмали, обжиг.
Подготовка эмали. Эмаль с завода-изготовителя поступает в виде плиток или гранул. Дальнейшая ее подготовка, как и весь процесс эмалирования, требует соблюдения особой чистоты. Плитку (куски) , гранулы эмали с посторонними включениями выбраковывают, оставляя лишь те, прозрачность и цвет которых одинаковые. Проверенные и отобранные куски эмали промывают, просушивают, затем дробят в стальной ступке до образования очень мелкой крошки. Крошку тщательно промагничивают и растирают в ступках из поделочных камней при малых объемах эмалей или в мельницах (бедрашницах) при больших. Полученный порошок отделяют (путем отсеивания) от более крупных частиц, эмали маркируют и в таком виде хранят. Перед нанесением на изделие эмаль (размолотую, порошкообразную) подвергают многократной промывке - растворению в воде, получая таким образом устойчивую однородного состава суспензию-шликер. В таком виде эмаль хранится под слоем воды, перед самым наложением вода сливается.
Подготовка изделий к наложению эмали. Эта операция заключается в обогащении поверхностного слоя, его обезжиривании и создании микрошероховатостей поверхности. И золотые, и серебряные украшения подвергают отжигу, а затем отбелу. Если необходимо, изделия красуют жесткими капроновыми или латунными щетками. После этого изделия промывают в воде и просушивают.
Наложение эмали. Эмаль на изделие наносят кисточкой или шпателем - миниатюрной деревянной лопаткой. Добиваясь получения ровного и плотного покрытия, изделие слегка встряхивают, постукивая по нему пальцем или шпателем.
Эмаль выемчатая прокладывается толстым слоем, выше уровня металла. При глубине выемок не более 0,2 мм эмаль наносится за один прием, а при глубине выемок более 0,2 мм - многократным заполнением. После заполнения углубления эмалью предмет подвергают обжигу.
Эмаль перегородчатая прокладывается тонким слоем ниже уровня металла. Наложение перегородчатой эмали со сканными и филигранными перегородками производят за один прием, причем поверхность обожженной эмали будет иметь вогнутую форму. Если изделие имеет гладкие и прямые ячеистые перегородки, производят многократное наложение эмали. Шликер раскладывают вровень со стенками перегородок, при обжиге эмаль оседает. Прием наложение - обжиг повторяют до тех пор, пока уровень эмали (в обожженном состоянии) не сравняется по высоте с верхней кромкой перемычек ячеек. После этого покрытую поверхность изделия шлифуют до матовой, затем обжигают до появления блеска и полируют. Нередко перегородчатые эмали покрывают бесцветной эмалью (фондоном) при двух- или трехкратном наложении.
Эмаль витражная прокладывается так, чтобы сквозное отверстие было затянуто эмалевым шликером. Заполнение всех отверстий и получение требуемого слоя эмалирования достигается, как правило, за несколько приемов наложение - обжиг, причем для первого наложения используется фондон, а для второго и последующих - цветные эмали. После прокладки эмали лишнюю влагу из нее удаляют фильтровальной бумагой или тканью х/б, а изделие просушивают. Эмаль, попавшую на участки, не подлежащие эмалированию, удаляют.
При нанесении расписных эмалей сначала прокладывают белой эмалью фон, т. е. грунтуют. Но прежде основу (из меди, нейзильбера, серебра, золота) отжигают, протравливают, промывают и сушат. Чтобы основу не коробило, её покрывают эмалью (из остатков), а обратную сторону - контрэмалью, но уже более тонким слоем. За два-три приема нанесение - обжиг добиваются прокладки покровного слоя эмали цвета особой чистоты. Роспись рисунка осуществляется заранее подготовленными живописными (надглазурными) красками или эмалями с помощью кисточки или чертежного пера. Последовательность выполнения эмалевого рисунка (отдельных его фрагментов) строго зависит от температуры плавления используемых красок (эмалей). В первую очередь прорисовывают участки красками (эмалями), имеющими самую высокую температуру плавления, и производят обжиг, затем повторяют в порядке убывания температур плавления красок (эмалей). В таблице приведен пример нанесения эмалевой основы и надглазурных красок.
Пример нанесения эмалевой основы и надглазурных (три цвета) красок на изделия из нейзильбера
Обжиг эмалей. Осуществляется в муфельных печах при температурах, соответствующих температурам плавления эмалей. Изделия на предварительно прокаленной подставке из листового железа или на нихромовой сетке помещают в печь. Время обжига определяется размером и количеством изделий. В некоторых случаях эмаль обжигают до зеркального блеска (перегородчатые, выемчатые эмали), иногда эмаль спекают, т. е. подвергают промежуточному обжигу (при витражном эмалировании).
Примечание. В целях увеличения срока сохранности рисунка и придания ему особого блеска полностью законченный рисунок покрывают фондоном. Температура обжига фондона 700 - 760 °С, а время выдержки в пределах 3 - 5 мин.
Брак при эмалировании. Виды брака покрытий при эмалировании.
Возможные виды брака при эмалировании и способы их устранения
Пример несложного ремонта ювелирных украшений с эмалью. Трещины в эмалевом покрытии или отколовшиеся эмалевые участки ремонтируют холодной эмалью. Смесь из копалового лака и размолотой в порошок краски или краски-мастики и лавандового масла наносят на хорошо обезжиренные и подогретые (на спиртовке) места ремонта; после охлаждения и затвердевания эмали лишнюю её часть сошлифовывают, придают ей блеск, подержав отполированные места над пламенем спиртовки.
Для получения определенного цвета эмали необходимы, естественно, соответствующие краски: белый цвет дают свинцовые белила, красный - кармин или киноварь, синий - ультрамарин или прусская голубая, жёлтый - хромовая жёлтая (охра), зелёный - специальная зелёная краска, коричневый - краска умбра. Различные цветовые оттенки получают смешиванием красок.
Обезжиривание изделий осуществляют кипячением в концентрированном растворе соды или поташа с последующей тщательной промывкой в воде или погружением примерно на 10 мин в охлажденный 30 %-ный раствор стенолата с последующей протиркой щеткой и промывкой в воде.
|